Това е от вестник "Красная звезда"
Характер военной службы по своей сути связан с риском, необходимостью в экстремальных условиях принимать единственно верное решение. Особенно это относится к военным летчикам, труд которых в мирное время сопряжен с огромными физическими и психологическими перегрузками при выполнении учебно-боевых задач. Так случилось и 18 сентября нынешнего года во время полетов в полку стратегических ракетоносцев дальней авиации Ту-160, дислоцированных на авиабазе Энгельс близ Саратова. Это было в общем-то обычное задание. После замены одного из четырех двигателей и проверки его работоспособности на земле командир экипажа гвардии подполковник Юрий Дейнеко, его помощник гвардии майор Олег Федусенко, а также штурманы гвардии майоры Григорий Колчин и Сергей Сухоруков выполняли проверку силовой установки в воздухе.
Ракетоносец уже выполнил задание и возвращался на аэродром вылета, когда случилось непредвиденное...
Предварительное заключение о чрезвычайном летном происшествии:
18 сентября 2003 года экипаж гвардии подполковника Дейнеко в составе помощника командира корабля и штурманов выполнял облет авиатехники после замены четвертой силовой установки (Ту-160 имеет четыре двухконтурных турбореактивных двигателя НК-32, каждый из которых имеет тягу 14 тонн, а на форсаже - 25 тонн).
Программа облета была выполнена в полном объеме. При снижении с высоты 2.100 метров до 1.200 метров предположительно в результате сильного невыявленного воздействия начал разрушаться планер самолета с последовательным срабатыванием сигнализации пожара на трех двигателях. Произошел и отказ систем гидро- и энергопитания Ту-160.
Аварийная ситуация возникла неожиданно, без видимых предварительных признаков. Она развивалась лавинообразно, с нарастанием в течение крайне ограниченного времени (12 секунд).
В этой критической обстановке гвардии подполковник Дейнеко проявил высочайший профессионализм и самообладание. Оценив ситуацию, он отвернул более чем 150-тонную махину воздушного корабля Ту-160 от расположенного по курсу полета крупнейшего в Европе газохранилища и поселка Степное.
Экипаж принял меры по включению системы пожаротушения и восстановлению управления самолетом. Убедившись в тщетности попыток сохранения авиационной техники и видя стремительное падение высоты, командир предупредил экипаж о готовности к аварийному покиданию самолета и привел в действие системы экстренного принудительного катапультирования экипажа, покинув самолет последним.
Расшифровка записей переговоров экипажа показала, что командир корабля принял единственно правильное решение в конкретной аварийной ситуации. Ни нервозности, ни паники на борту самолета не было. Экипаж верил своему командиру и до последней секунды боролся за спасение ракетоносца.
Надо сказать, что катапультные кресла К-36ЛМ позволяют покидать терпящий бедствие ракетоносец во всем диапазоне высот и скоростей полета, в том числе и на земле при рулении. И в этот раз система катапультирования сработала штатно. Однако мощный взрыв самолета в воздухе вместе с остатками авиатоплива не оставил экипажу шансов на спасение. Огромное огненное облако поглотило парашютные системы и летчиков...
У всех членов героического экипажа ракетоносца Ту-160 «Михаил Громов» остались жены, дети, родители. Им и будут вручены на вечное хранение награды...